18 июля 2023 12:07 • 2166 • |
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий рассказал в интервью о приюте «Светлая обитель» в Краснодаре для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, о любимых святых местах и о том, что значит жить по-христиански. Также Владыка в разговоре с редакцией высказал мнение о истинной цели поездки президента Украины Зеленского в Ватикан, и о подаренной им иконе Папе Римскому.
Владыка Григорий, что сейчас самое важное для Кубанской митрополии? Каково духовное положение сейчас, с вашей точки зрения?
— Сегодня Господь дает, я считаю, благодатное и благоприятное для нашей Церкви время. И ни в коем случае не по нашим заслугам, но по Своей милости и молитвам наших предшественников, новомучеников и исповедников — тех, кто выстоял в трудные атеистические советские годы истории нашей страны, выстоял в православии. Сейчас у нас, православных христиан, есть самая широкая возможность свидетельствовать о своей вере и своими словами, и своими делами. И мы это делаем.
В этом году отмечается 10 лет со дня образования Кубанской митрополии. Когда-то на территории Краснодарского края была лишь одна епархия и один епархиальный центр. В настоящее время — шесть епархий, шесть епархиальных центров, шесть архиереев. Каждый из них отвечает за жизнь православных христиан, православной Церкви, в своей епархии. Границы Кубанской митрополии совпадают с границами Краснодарского края. Это позволило еще более усилить и активизировать служение православных христиан здесь, и в настоящее время церковная жизнь на Кубани очень активно развивается.
Само собой разумеется, духовная жизнь православного христианина строится вокруг православного храма, вокруг богослужения. И милостью Божией мы на Кубани строим новые православные храмы. Мы не только молимся, мы объединяемся для того, чтобы свидетельствовать своими добрыми делами, делами милосердия о нашей вере в Господа Иисуса Христа.
При каждом приходе существуют объединения мирян. Такие, как сестричества милосердия, которые оказывают помощь больным, нуждающимся, которые ходят в больницы для того, чтобы исполнить обязанности санитарок. А ведь они не только их исполняют, но еще и словами утешения поддерживают больных, посещают одиноких. То есть буквально совершают литургию после Божественной литургии в храме (прим.ред. Литургия в переводе с греческого – общее дело). При приходах существуют молодежные объединения, проводятся разного рода просветительские мероприятия. Задача просвещения в настоящее время для нас, православных христиан, является одной из основных задач нашего церковного служения. Очень много людей были крещены, но до сих пор еще реально не воцерковлены. Поэтому мы со своей стороны все делаем, чтобы таких людей привести в Божий храм, поддержать их. Направлений церковной работы очень много и каждое из них нами поддерживается.
Если говорить о городе и районах. Если говорить о наиболее активной православной жизни среди молодежи, можно ли сказать, что она активнее в городе, а к примеру в районах молодежи практически нет. Так ли это? Насколько вовлечена молодежь в жизнь церкви?
— Для нас разницы не должно быть. Мы везде служим Богу и призваны проповедовать. Служить в Церкви призваны все — и священнослужители, и миряне. И формы этого служения разные. Для того, чтобы просветить нашу молодежь, мы проводим множество мероприятий. Это и интеллектуальные - с беседами с молодыми ребятами, казаками, на которых мы стараемся привести их ко Христу, наставляем в вере, а также активные мероприятия, которые объединяют молодых энергичных людей. В основном это мероприятия спортивного характера. Мы проводим фестивали по традиционным русским видам спорта — таким, которые, к сожалению, забываются: лапта, городки и ряд других. Они проводятся регулярно, и в дальнейшем также будут проводиться. Будут появляться также новые формы работы с молодежью. На свои мероприятия мы приглашаем не только воцерковленную молодежь, но и тех, кто пока еще далек от православия. Мы надеемся, что хотя бы некоторые из этих молодых людей обретут дорогу к Богу и придут в наши православные храмы.
Сохраняется ли разница между столицами и провинцией в церковной жизни в целом?
— Разделение на епархии было предпринято с той целью, чтобы жизнь церковная протекала активно везде, и в столице, и в районных центрах. Как я говорил ранее, появились новые епархиальные центры, и там сейчас церковная жизнь развивается самым активным образом. Мы стараемся, чтобы жизнь православного христианина была активной как в городе, так и в районах. Для этого мы работаем и со священнослужителями, и с их помощниками. У нас регулярно проходят совещания с ними, мы также собираем их на различные мероприятия, с целью повысить их интеллектуальный и духовный уровень.
Жить по-христиански — что это означает практически?
— Жить по-христиански, значит жить по слову Господа нашего Иисуса Христа, иметь к Христу, к Евангелию, к Церкви самое прямое отношение. Иной раз люди считают себя верующими, говорят, что они верующие, но живут далеко не по заповедям. По сути, можно сказать, что они верующими и не являются. Потому что вера — это не только знания о том, что Бог однажды пришел в этот мир, стал человеком, знания о том, что Бог нас любит, все делает для нашего спасения. Вера для христиан ни в коем случае неотделима от самой жизни. Для нас вера — это и есть сама жизнь по заповедям Божьим. Веру, знания о Боге, мы ни в коем случае не разделяем от выводов, которые мы делаем из этих знаний. Итак, вера православная — это сама жизнь по заповедям Божиим, заповедям Иисуса Христа.
С появлением интернета, возможности священникам вести блоги, стало больше прихожан?
— Мы, православные христиане, для проповеди своей веры используем все возможности. В том числе пользуемся тем, что у нас появилась возможность проповедовать в интернете, и надеемся, что через него наше слово дойдет до большего числа людей. Но и там наше слово должно быть, как замечал один из мудрых христиан апостол Павел, должно быть «с солью» — со смыслом, живым и трогать людей. И дай Бог, чтобы люди, которые в действительности пока далеки от православия, те, кто еще не собирается на молитву в Православный храм, тоже будут обращаться ко Христу. Что через наше присутствие в интернете, где священники выступают с видеообращениями, проповедями, где можно задавать вопросы, они будут получать ответы. Интернет, если им пользоваться должным образом, может помочь в нашем свидетельстве о Боге.
Не так давно вы открывали «Неделю православного кино в Краснодаре», прекрасный проект, который очень хорошо приняли не только прихожане, но и люди, которые реже ходят в церковь. Как вы думаете, культура может через кино привести человека к вере? И какой православный фильм затронул лично вас? Может быть, есть фильм, который вы рекомендуете к просмотру?
— Слава Богу, в настоящее время у нас в России стали появляться достойные фильмы, которые заставляют человека задуматься о самом главном — о смысле его жизни, о том, как он живет, и каким образом может изменить свою жизнь.
Что касается Недели православного кино, которую мы провели совсем недавно, я считаю, что это очень значимое, заметное и нужное мероприятие. Люди смотрят православные фильмы, узнают о жизни святых, истории Православной Церкви. Еще раз подчеркну, что это милость Божья, что такие фильмы сейчас у нас появляются. Мы приглашаем на просмотры как наших прихожан для того, чтобы они утвердились в вере, так и людей, которые пока еще далеки от православия, людей, интересующихся нашей верой. И надеемся, что через фильмы, а они там были действительно представлены очень хорошие — «Русский крест», «Святой архипелаг», ряд других фильмов — через их содержание, их просмотр, который тронет человеческие сердца, люди придут к православию, обретут Христа.
Есть фильм про Нектария Эгинского «Человек Божий», который буквально трогает до слез, особенно в том, как он верил несмотря ни на что, как укреплялся в вере, как пришел к смирению. Нашу редакцию он очень тронул. Если вы видели этот фильм, как вы его прокомментируете?
— Замечательный фильм, очень хорошо, что он вас трогает. Мы узнаем из этого фильма об одном из православных святых, можно сказать, почти нашего современника, святого, к которому мы можем обратиться за молитвой. Он помогал при жизни, помогает и сейчас. Мы верим, что со смертью человека он никуда не исчезает и продолжает жить, но живет совершенно особой жизнью с Богом. Мы вправе к святому человеку обратиться как к живому, и попросить его о молитвах за нас у престола Божия. Верю, что эта молитва была сильна и во время его земной жизни, и сейчас, когда он уже живет в иной. Также важно, чтобы мы увидели в этом человеке человека веры, увидели, что с верой во Христа он может очень многое преодолеть в своей жизни, многое изменить и очень многое сделать. Это очень важный вывод, который люди, я надеюсь, когда будут смотреть этот фильм про святителя Нектария или любые другие фильмы, для себя сделают.
То есть пример Нектария можно назвать примером смирения и искренней веры?
— Это пример искренней веры, смирения, правильной христианской жизни, жизни по заповедям Божиим, пример того, как человек живет по-христиански. Есть святые, а есть мы, а разница-то в чем? Святой Нектарий — человек, почти наш современник, и мы тоже люди. У него были страсти, были грехи, были отступления от заповедей, но он же смог, нашел в себе силы, покаялся, обратился к Богу, стремился к тому, чтобы побороть то нехорошее, что есть в нем и есть в каждом из нас. Это пример того, что человек может также приблизиться к Богу. Мы должны стремиться этому примеру подражать.
Планируется ли проведение таких проектов, как «Неделя кино» или «День кино», как можно чаще?
— Конечно, они будут проходить чаще, будут самой разной направленности. Это будут как художественные фильмы, так и документальные. На просмотры, которые организует епархия и наши приходы, мы приглашаем всех желающих. Как правило, мы широко оповещаем об этом и люди приходят.
Также Кубанская митрополия проводит Международный фестиваль православных фильмов «Вечевой колокол». Его посещают многие жители нашего города и Кубани в целом. Слава Богу, этому можно только радоваться. Ждем от этих мероприятий того, что человек, все-таки вдохновится и изменит свою жизнь, придет к Богу.
За последние несколько лет мир столкнулся с тяжелыми временами. В 2022 году закончилась пандемия коронавируса, после чего началась СВО. Она, как и коронавирус, затронула весь мир — все втянуты в конфликт. Параллельно в этом году произошли страшнейшие стихийные бедствия: землетрясения в Турции, Сирии и других странах. Ожидаемо, что в такие периоды люди приходят к переосмыслению своей жизни. Как правило, в тяжелые времена человек становится на путь духовного развития, ближе к Богу. Чувствуете ли вы, что количество верующих увеличилось? Может быть, больше людей стало приходить за советом к священникам?
— Господь по Своей любви, это согласно нашему христианскому вероучению, представлению о духовной жизни, ставит нас в такие условия, в которых мы наилучшим образом можем спастись, наилучшим образом можем прийти к Богу, ко Христу, обрести веру. Часто эти условия кажутся трудными, тяжелыми, а порой и невыносимыми, но они как раз и есть ни что иное, как то, что приводит человека к Богу. Тяжелые обстоятельства помогают остановиться в непрестанном потоке жизни. Ведь за каждодневными делами человек иной раз не задумывается о самом главном — зачем он живет на этой земле, в чем смысл его существования. А когда человек болеет, когда ему тяжело, он оказывается в безвыходной ситуации, тогда он останавливается и начинает думать, как он живет и что ему сделать для того, чтобы изменить свою жизнь. Бог по Своей любви и по Своему промыслу ставит человека в такие условия, в которых он наилучшим образом может откликнуться на Его призыв. Таково вероучение нашей Церкви. Что касается прихода людей в православные храмы, можно сказать, что число людей, которые приходят в храм, увеличилось. Особенно это заметно в дни православных праздников: Пасхи, Рождества Христова. Люди обращаются к священнослужителям, к более опытным православным христианам за советом, все больше приходят на исповедь, приступают к Церковным Таинствам.
Есть люди, которые говорят: «Мне не нужно ходить в церковь, потому что Бог внутри меня». Когда-то апостол Иаков на это сказал: «Вера без дел мертва». Вы с этим согласны? Что бы вы сказали людям, которые так считают? Как вы считаете, в чем причина таких рассуждений: в страхе сделать первый шаг и прийти в храм или в отсутствии веры?
— Причина есть, и она в том, что люди не до конца понимают, что такое христианство, зачем нужен Бог. С точки зрения христианского вероучения, Бог может дать человеку самое главное — силы на то, чтобы он преобразился, изменился. Если человек болен или чувствует боль, то он идет в больницу, а человек, который не чувствует боли, в больницу не идет. Тот человек, который чувствует нужду в помощи Божией, конечно же к Богу обращается, приходит в церковь, а тот, кто не чувствует, то конечно же в храм не идет. Нельзя быть верующим в душе, как нельзя быть врачом в душе, или военнослужащим. Также и верующим нельзя быть в душе. Но, тем не менее, человек, который так говорит, я считаю, делает первый шаг навстречу Богу. Это радует, вдохновляет и дает надежду на то, что все-таки человек найдет в себе силы подняться и до следующих ступеней.
Владыка Григорий, наше время благоприятно для церковного просвещения и образования. Вы уделяете этим направлениям огромное внимание. Расскажите, пожалуйста, о достижениях и результатах в этой области.
— Одна из основных задач Церкви и церковного служения на сегодняшний день — просвещение, воцерковление, приведение к Богу тех людей, которые уходят в православие своими историческими и культурными корнями, которые сами себя называют православными. Родители, бабушки, дедушки у них были православными, но сейчас они не являются по сути дела прихожанами наших храмов. Вот их мы должны просветить. Причем мы просвещаем людей всех возрастов — и детей, и взрослых.
Слава Богу, в настоящее время на Кубани появляется возможность нашим священнослужителям и их помощникам, православным педагогам преподавать православие в средней школе. Мы проводим для людей разного рода мероприятия, в том числе и просветительского характера, разного рода конкурсы для того, чтобы привлечь их внимание. Мы понимаем, что сейчас в нашем обществе ситуация непростая. Мы должны объединяться, консолидироваться, для того чтобы преодолеть это непростое время, чтобы отвечать на те вызовы, которые угрожают самому существованию нашего общества. Так вот для того, чтобы человек мог дать ответ, он должен ориентироваться на определенного рода ценности, у него должно быть что-то главное и святое. Поэтому мы, православные христиане, говорим о таких ценностях. А способов донесения до людей огромное количество: наши воскресные школы, просветительские курсы, уроки в средней школе, уроки для казачат, наши праздники и благотворительные акции. Слава Богу, таких мероприятий сейчас очень много. Более того, есть целая программа подготовки православных педагогов, преподавателей основ православной культуры. Нужно только благодарить Бога за те возможности, которые Он нам дает, и активно их реализовывать.
Если брать 15 лет назад и сегодня, то кажется, что сейчас стало больше людей, которые пришли к вере. Так ли это?
— Совершенно, верно, это так. 70 лет безбожия — это раны, которые были нанесены людям. Эти раны, слава Богу, в настоящее время заживают. 15-20 лет назад они еще кровоточили. Я сейчас говорю образным языком. Людям было тяжело обратиться к Богу. Следы от этих ран, к сожалению, остаются, но милостью Божией ситуация меняется, строятся храмы и люди имеют возможность приходить ко Христу. У Церкви в настоящее время появилось больше возможностей, чем было 15 лет назад. Это возможности нашего служения, обращения к миру не религиозному. В Советском Союзе большинство молодых людей с юных лет воспитывали в атеизме, и им очень тяжело жить иначе. Человеку требуется время, чтобы перестроиться, чтобы произошли изменения, в том числе изменения его мировоззрения. Слава Богу, еще раз повторю, что такие изменения происходят. В настоящее время у нас, православных христиан, есть широкая возможность обращаться к разного рода аудитории. Более того, мы сами служим Богу, приобрели за это время, как вы назвали 15-20 лет, определенного рода опыт, который позволил нам исправить свои ошибки, помог не стоять на месте, а продвинуться в цели своей проповеди, найти новые подходы.
Как прошла Церковь в непростую эпоху коронавируса?
— Сложности были для всех. Но опять же, мы, православные христиане, относимся ко всему или, по крайней мере, стараемся относиться ко всему с духовной точки зрения. Мы знаем, что нашими жизнями управляет Бог. Он не только создал этот мир, но и дал законы, по которым мир развивается, содержится, и помимо законов Бог еще и сам участвует в жизни мира. Бог нам посылает испытания, необходимые для того, чтобы мы, пережив то или иное трудное время, пройдя через него, еще раз задумались о своей жизни и получили практический опыт переживания трудностей. То есть стали людьми, более утвержденными в нашей вере. В коронавирус было непросто, конечно же, многие болели и среди христиан, и среди священнослужителей. Были и те, кто болел очень сильно, те, кто из-за заражения коронавируса отошел в мир иной. Слава Богу, эти времена позади, сейчас мы получили определенный духовный и практический опыт, и милостью Божией движемся дальше.
Сегодня настолько пугающе «модно» появление огромного количества всяких коучей, которые призывают любить себя, при этом пропагандируется «любовь к себе выше всего остального». Эта пропаганда буквально сильно захлестнула общество. То же самое про всяких гадалок, астрологов и так далее. Их неимоверно много стало, и люди, к сожалению, идут к ним вместо того, чтобы идти к богу. Как с этим бороться? Или это уйдет также как и пришло само?
— Конечно мы не можем остаться безразличны к проявлению зла, которое есть вокруг нас, христиан. Христианин — это еще и человек, который четко, по крайней мере для себя, различает добро и зло. Четко для себя проводит различия между тем, что может принести реальную пользу человеку, и что может навредить. Мы говорим, предупреждаем людей. Потому что можно так испачкаться, так погрузиться в эту грязь, которая, к сожалению, в настоящее время есть везде, в том числе и в интернете, что потом никогда в своей жизни не отмоешься. Можно так повредить своей душе, что потом начнет страдать и тело. Ведь человек — это единое духовно-телесное существо. Часть духовной составляющей человека — это его мысли, желания, намерения. Он эти мысли часто черпает из тех источников, которые ему могут навредить. Назовем их источниками грязной воды, источниками не чистой воды, источниками заразы, болезни. Так вот человек, заражаясь духовно, через соприкосновение с тем нехорошим, что есть в интернете, может навредить себе. Сначала начинаются духовные болезни, а потом и болезнь телесная. Поэтому мы, православные христиане, Церковь Христова, предупреждаем людей: «Будьте аккуратны с разного рода мошенниками!» В настоящее время люди, не все, но тем не менее, такие есть, стараются заработать на всем. И часто для того, чтобы заработать, вводят других в заблуждение. В том числе и через ложные духовные практики. Мы же, православные христиане предупреждаем, чтобы люди не обращались к ложным духовным практикам. Так они только навредят себе. Прежде всего важно помнить об этом. Не надо наносить самим себе вред и ту рану, которая никогда уже не будет излечена.
Тяжелые времена сейчас у православных христиан на территории Украины. Митрополит Видинский Даниил (Болгарская Православная Церковь) недавно выступил с видеообращением, в котором коснулся темы гонений на УПЦ. Он указал на страдания верующих канонической Церкви, «которые претерпевают насилие из-за своей веры». Как вы считаете, сколько пройдет времени, чтобы все вернулось на прежние круги, чтобы люди смогли спокойно ходить в церковь?
— Господь дает людям разного рода испытания. Сколько каждое из них продлится, знает только Бог. Он видит людей, видит прежде всего духовную ситуацию, видит то, что иной раз мы, люди, скрываем от других. От Бога ничего не спрячешься, ничего не скроешь. Он создает такого рода непростые условия. Мы же только сожалеем в настоящее время о том, что там происходит, и молимся. Бог в помощь тем, кто, по сути, переживает гонения на православную церковь в Малороссии. Тяжело, непросто, иной раз смотришь видео из Киево-Печерской лавры и вспоминаешь времена коммунистические, когда господствовали безбожники. И то, что происходило в 20-30-60-70-е годы по всей стране, сейчас происходит в Киеве, происходит у других святынь, когда над православными верующими глумятся и издеваются. Но тем не менее я верю, что ничего случайного у нас в жизни не бывает, и эта ситуация будет обращена Господом во благо.
Икона на «кусках бронежилета», которую Зеленский подарил Папе Римскому, на ней вместо Богомладенца Христа на руках у Богородицы вырезано пустое чёрное место. Вот с одной стороны там изображена Божья Мать, с другой стороны зарисован Иисус Христос. Скажите, что нужно делать с такой иконой? И почему Папа Римский принял иконку, это исключительно политика?
— За всю историю существования Церкви Христовой, за 2000 лет, на земле сложились определенные традиции, в том числе и традиции иконопочитания. Напомню, что в Православной Церкви нет иконопоклонения, а есть иконопочитание. Для нас изображение Христа — это свидетельство о том, что Бог реально воплотился, Бог реально стал человеком, видимым и ощутимым нами. Все это сделал Он для нашего спасения, по Своей любви. В этом суть православной веры — Бог стал человеком. А если Он стал человеком и видимым, значит, Его можно изображать. Изображения иконописные особые, они отличаются от обычных картин, перед ними мы молимся. Но мы понимаем, что сама икона ни в коем случае не Бог, но тем не менее для нас это святыня, это образ Божий.
О поступке Зеленского и о такой иконе остается только пожалеть. Явно греховный поступок. Что же, Бог ему судья! Разного рода кощунственные изображения, даже если они и написаны в стиле православной иконы, появляются в наше время. Что же с ними делать? Если такой вопрос возникает — их нужно сжигать, их нужно уничтожать, потому что это неправильные образы. И ни в коем случае перед ними нельзя молиться.
То, что ее принял Папа Римский, — это, конечно, политика.
Сейчас в ряде стран по тем или иным причинам идут военные конфликты. И это тяжело для всех. Чтобы вы сказали верующим христианам? Как им в трудное время укреплять веру?
— Трудные времена, я повторюсь, нам даются, для того чтобы мы укрепили свою веру. Для того, чтобы мы задумались о своей жизни, и искренне, с покаянием обратились к Богу, ощутили еще раз то, что нам реально Бог в жизни нужен, и даже необходим. Чтобы изменить самих себя, и для того, чтобы с Его помощью, после обращения к Нему, победить всех врагов. Человек существо несовершенное, поэтому он всегда должен стремиться к совершенству. А мы говорим — стремиться к Богу, к источнику его настоящей духовной жизни, к источнику силы, необходимой человеку для его преображения.
Многие века наш народ объединялся перед лицом какой-либо напасти. Как вы считаете, почему сегодня мы наблюдаем очевидную разобщенность?
— Разобщенность всегда была и будет. Ведь мы же люди, существа несовершенные. Мы часто ошибаемся, и из-за наших ошибок страдаем сами и причиняем страдания тем людям, которые рядом с нами находятся. Иногда по глупости человек совершает то, о чем через некоторое время он сам начинает жалеть. И вот те самые глупости опять же он совершает по движению своей души, по неправильному ее устройству и мировоззрению, по неправильному представлению о самом себе и о мире, который его окружает. Именно поэтому у людей и есть разобщенность. Люди часто неправильно ставят свои личные интересы, выше интересов всего общества, страны, и тех, кто их окружает. Мы знаем, что это неправильно. Это приводит как раз к разобщенности, к тому разделению, которое, к сожалению, в этом мире есть. И оно будет вплоть до окончания этого мира, до суда Божия, который нас всех ожидает, и на котором мы все дадим ответ за то, что совершали в своей жизни.
Не так давно в Киев с визитом прилетел помощник Папы Римского. После он прилетел в Москву с целью попытки урегулирования кризиса. Как вы считаете, какие шансы урегулирования данного конфликта у католической церкви?
— Ватикан в настоящее время — это самостоятельное государство. И их предложения, направленные на достижение мира, могут выслушиваться, но тем не менее, оценивать их нужно прежде всего из целесообразности и из тех задач, которые в настоящее время ставит Президент нашей страны перед военнослужащими и перед российским обществом в целом.
В Краснодаре не так давно Храм Рождества Христова провел акцию в защиту жизни нерожденных детей, а также было рассказано про «Школу мам», которая помогает беременным и только родившим женщинам. Если говорить о таких проектах, в которых принимает участие церковь, скольким женщинам удалось помочь за последние годы? Эффективны ли такие акции?
— Конечно эффективны. Мы помогаем людям, призываем, чтобы они не совершали в своей жизни ошибки, связанные с грехом. К сожалению, в настоящее время у нас совершается немалое количество абортов, а аборт — это убийство. Убийство нерожденного еще человека. Поэтому мы призываем ни в коем случае не делать этого. В Русской Православной Церкви есть приюты для женщин, которые оказались на улице, без средств к существованию, для женщин беременных и с детьми. Екатеринодарская епархия также поддерживает таких людей, у нас организован фонд «Благой дар Кубани», который занимается как раз решением материальных проблем таких женщин. Есть приют «Светлая обитель» в Краснодаре для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, я там неоднократно бывал. В приюте живут беременные женщины, и мамы с детьми. Иной раз мужчина, узнав о беременности женщины, просит ее покинуть дом несмотря на то, что он отец будущего ребенка. Мы поддерживаем таких женщин. Причем не только предоставляем полное обеспечение - жилье и питание, но стараемся в дальнейшем помочь решить духовные и материальные вопросы, которые перед ними возникают. В нашем приюте они проходят различные курсы, получают профессию, благодаря которой они смогут существовать в дальнейшем, с женщинами работают различные специалисты, психолог, священнослужители. Мы должны помогать людям, которые оказались в сложной ситуации. Потому что мы, по заповедям Христовым, видим в этом человеке образ Бога. Еще очень важно предостеречь человека от греха, чтобы женщина не сделала аборт, предостеречь от того, чтобы ребенок, который рождается вне семьи, не оказался в детском доме без материнской и отцовской любви. Это грех. И дай Бог, чтобы нам со временем удалось изменить ситуацию.
Сейчас пугающее время, когда очень много внимания уделяется теме трансгендеров. Особенно пугает, что все это выносится как норма и еще и напоказ выставляется с гордостью. В Европе, в частности. Как вы считаете, с чем связан этот пугающий бум и как с ним бороться?
— Все, что происходит с нами, людьми — следствие нашего духовного состояния. Никак иначе. И грех, возводящийся в норму, есть следствие духовного состояния — пагубного, губительного. Мы видим, как люди себя проявляют, как проявляется их духовная сторона. У человека есть болезнь, в том числе духовная и психическая. К сожалению, она стала возводиться в норму. Об этом остается только пожалеть, только предостеречь людей: не делайте так. Вы идете по пути гибельному, и то, что сейчас происходит, свидетельствует о неправильном духовном состоянии человека в Западной Европе. Хотя там человек, слава Богу, может высказывать свою позицию, но возводить порок и болезнь (духовную или психическую) в норму ни в коем случае не следует. Верю, что в нашей стране этого никогда не будет, мы пережили очень непростой период нашей советской истории, и по молитвам тех, кто пострадал за православную веру в советский безбожный период существования нашей страны, Господь нас помилует несмотря на наши грехи.
Какой у вас самый любимый православный праздник?
— У православных христиан, конечно, самый главный и любимый праздник - Пасха Христова, светлое Христово Воскресение. Это праздник из праздников, торжество из торжеств, когда мы вспоминаем, должным образом подготовившись во время Великого поста, самое главное в человеческой истории — победу над смертью Господа нашего Иисуса Христа. Его воскресение из мертвых дает каждому из нас надежду, что и мы из мертвых воскреснем, а еще что Бог всегда с нами, Он любит нас, и поможет победить наши собственные страсти, наши грехи и все обстоятельства в этой жизни.
Люди в осознанном возрасте в основном приходят к вере. Почему именно так, как вы считаете? Почему всю жизнь мы принимаем Господа Бога как данность и всю важность веры понимаем, лишь когда что-то произойдет. И то не у всех. Возможно ли это изменить?
— Да, люди приходят к вере самыми разными способами и в разном возрасте. Некоторые были воспитаны в православной вере с младенчества, некоторые были воспитаны в православной вере своими родителями, некоторые бабушками и дедушками, что тоже, несомненно, является благом. Но человек приобретает определенный жизненный опыт. Благодаря ему и ошибкам, которые мы все совершаем, мы делаем для себя выводы и размышляем, как мы дальше будем продолжать свое существование. Человек опытный смотрит на мир совершенно иначе, чем тот, кто еще этого опыта не имеет. Взрослый человек, как правило, имеет большой опыт в своей жизни, а когда ему тяжело, он начинает глубже задумываться о причинах. И через эти трудности сам Господь его приводит к Себе. Бывают случаи, что после потери детей, потери близких, тяжелой болезни или других скорбей человек приходит в храм. Но не нужно говорить, что абсолютно все верующие пришли к Богу только через страдания, есть люди, которые пришли к Богу и через радость. И таких тоже не мало. Разными путями нас Христос зовет к себе, а человеку важно услышать этот зов, услышать его прежде всего своим сердцем, увидеть Бога в своей жизни и изменить ее.
Есть множество мест, связанных со святыми. Бывали ли вы в таких местах? Если да, то какое особенно затронуло ваше сердце?
— Когда готовился к тому, чтобы стать священнослужителем, учился в Московских духовных школах. Московская духовная семинария и Московская духовная академия располагаются в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Это одна из великих святынь нашего Отечества. Слава Богу, в трудный период существования Русской Православной Церкви этот монастырь был закрыт лишь на короткое время, затем он был возвращен и там была возобновлена монашеская жизнь. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре большое количество святынь, там постоянно совершается молитва, я с радостью всегда, когда бываю в центральной России, в Москве, бываю и там. Святынь в настоящее время много, но людям нужно помнить, что, посещая их, мы ставим перед собой цель стать более духовно совершенными. И для того, чтобы приблизиться к святыне, мы должны сами себя настроить, чтобы от этого приближения нам была духовная польза.
У вас невероятно насыщенный график и общение с людьми в активном режиме ежедневно. Наверняка бывают дни, когда сил совсем нет. Может такой период длиться долго или господь укрепляет? Бывает ли у вас отпуск или выходной?
— И отпуск, и выходной бывает, правда непродолжительный. Но тем не менее, любой священнослужитель — тоже человек. Отдых требуется обязательно для того, чтобы восстановить свои силы. Но важно помнить, и я всех к этому призываю, что человек служит Богу. Бог дает нам эти силы. Самое главное, эти силы направлять на благие дела, чтобы просвещать людей, вести их к Богу. Бывает, любой человек, и я в том числе, устает. Для этого у нас есть выходные, чтобы восполнить силы. Но мы должны всегда, даже когда устаем, отвечать человеку на вопросы о духовной жизни.
Закончим интервью на позитивной ноте. Скажите, Владыка, какие в ближайшие месяцы у нашей митрополии есть проекты или события, к которым могут присоединиться желающие?
— Самое ближайшее мероприятие, в котором будет участвовать наша Екатеринодарская епархия — это празднование памяти святых Петра и Февронии. В этот день отмечается День семьи, любви и верности. В храмах Кубанской митрополии будет осуществляться особая молитва о благополучии наших семей, о помощи Божьей супругам, о том, чтобы люди определились со своей дальнейшей жизнью. Летом будет много молодежных, просветительских, спортивных мероприятий. В настоящее время у нас работает православный лагерь, в котором отдыхают и священнослужители, и миряне со своими детьми. Мероприятий запланировано много, за ними можно следить в объявлениях на нашем епархиальном сайте.
фото: пресс-служба